Как защитить права потребителя

Ни для кого не секрет, что мы с вами живем в обществе потребителей. За всю свою жизнь мы приобретаем множество товаров и пользуемся огромным количеством услуг. Спим на купленных в мебельных магазинах кроватях, едим принесенные из супермаркета или ближайшего магазина продукты, едем на работу в маршрутках и многое, многое другое. Важно  не забыть одного: у вас как потребителя есть свои права, и вы можете смело их реализовывать.

Первое и главное – знать, какими же именно правами вы владеете как потребителей. Второе – иметь представление о типичных нарушениях этих прав. И последнее – знать, как и куда обращаться в случае конфликтной ситуации. Рассмотрим способы защиты своих потребительских прав.

Российским законодательством вопросы защиты прав потребителей в случае их нарушения регламентируются сегодня достаточно четко. Однако когда мы на практике сталкиваемся с нарушением этих прав, их защита порой оказывается не таким уж простым делом.

Если нарушены Ваши права потребителя  Вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными законом требованиями. Если он отказывается выполнить Ваши требования, нужно подать ему письменную претензию.

Если конфликт не удается разрешить, то Вам нужно воспользоваться правом на судебную защиту, а в некоторых случаях лучше обратиться в общество потребителей, Федеральный антимонопольный орган, госторгинспекцию и др. органы.

               Рассмотрим алгоритм действий например в случае отказа в гарантийном ремонте телефона.

       Что делать, если после обращения с претензией к продавцу, сервисному центру или сдачи телефона в ремонт в течение гарантийного срока, Вы получаете отказ с приблизительной формулировкой «снят с гарантии , гарантия аннулирована, т.к. потребителем были нарушены правила эксплуатации или в аппарате обнаружены следы попадания жидкости, или обнаружены следы механического повреждения, что привело к (описание неисправности)»но Вы точно уверены в том, что правил эксплуатации не нарушали.

1.Не расстраивайтесь!

2. Если продавец провел только проверку качества, то можно смело требовать проведения экспертизы. Если он уклоняется от ее проведения, ничего страшного. Для восстановления прав потребителя она не нужна.Если продавец не провёл экспертизу - значит не доказаны обстоятельства, освобождающие его от ответственности за недостаток. (В случае необходимости, суд сам может назначить проведение экспертизы).
Закон о защите прав потребителей гласит: ст.18 п.5 «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 Вы имеете право присутствовать при ее проведении. Но нужно обязательно иметь в виду, что «Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

3.Если продавец провел экспертизу товара, то внимательно изучить заключение экспертизы. В большинстве случаев выдаваемые заключения выявляют или подтверждают только причину неисправности, а не то, кто эту неисправность туда привнес (производитель, продавец, Сервисный Центр или потребитель). Не отчаивайтесь от того, допустим, что при проверке качества продавец или Сервисный Центр обнаружили в вашем аппарате следы попадания жидкости, если при этом не установлено время ее попадания в устройство. Скорее всего для суда это не будет являться доказательством Вашей вины, т.к, на 99% при приеме аппарата, по вашей претензии, продавцом или Сервисным Центром в документах приема не будет указано, «при приеме обнаружены следы вскрытия, или попадания жидкости, или механического повреждения и т.п.». Согласно Закону о защите прав потребителей ст.18 п. 6 «В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.» Поэтому результат экспертизы должен четко указывать, в какой момент времени в данном изделии возник заявленный недостаток.

4. Если такого доказательства нет, т.е. экспертиза не определила время возникновения неисправности, то можно обращаться в суд. Можно конечно самому провести экспертизу и в случае заключения в вашу пользу, это будет весомый аргумент для суда. Если в суде продавец ее оспорит, то суд может назначить проведение судебной экспертизы, заключение которой главным образом и отразиться на выносимом судом решении.
5. В исковом заявлении с ответчика Вы можете требовать:

а) Расторжения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы;

б) В случае нарушения ответчиком сроков удовлетворения ваших требований-

выплату вам неустойки за просрочку

в) В случае понесения вами дополнительных расходов (юр. услуги, затраты на проведение экспертизы и т.п.- компенсацию этих затрат). Понесенные вами расходы должны быть документально подтверждены.

 г) Компенсацию морального вреда

 

Знайте и защищайте грамотно свои права!

Любые консультации  по вопросам Вы можете получить в Юридической компании "Поляков и партнеры"  по телефону 8-9063665073 или 8-9535582202.